12 февраля, во время рабочей поездки в Одесскую область, Президент Украины Петр Порошенко вместе с Министром инфраструктуры Владимиром Омеляном провели в Измаиле расширенное совещание по вопросам развития морехозяйственного комплекса. Глава государства подчеркнул, что Украина является морской державой и имеет все возможности включения наших морских портов, в частности Рени и Измаил, в европейские транспортные коридоры.
Среди приоритетных задач Президент определил возвращение конкурентоспособности портовой инфраструктуры Украины и престижа морского дела.
Однако, о каком престиже морского дела может идти речь, если государственные чиновники значительные усилия прилагают не к возрождению нашего флота, а наоборот – к разграблению остатков имущества единственного государственного пароходства, работающего Дунае и обслуживающего именно те европейские транспортные коридоры, о которых говорил Президент Украины.
Украинское Дунайское пароходство, начиная с 1991 года, утратило 3/4 своего флота: общее количество уменьшилось с более 1000 единиц до 270 суден, из них 80 – это судна служебно-вспомогательного флота. Количество сотрудников уменьшилось более чем в 10 раз. Несмотря на заверения Министерства инфраструктуры Украины о скорой стабилизации на предприятии, в последний год ситуация в пароходстве усугубляется и, прежде всего, благодаря коррупционным действиям нового руководства УДП, приведшего пароходство к огромным убыткам.
Как известно, в марте 2018 года, в нарушение действующего законодательства, без проведения конкурса министр инфраструктуры Владимир Омелян назначил на должность председателя правления Украинского Дунайского пароходства Дмитрия Чалого. Как заявил министр, при назначении он руководствовался исключительно политическими соображениями. Впрочем, какими именно «политическими» соображениями руководствовался Омелян, показали дальнейшие действия Дмитрия Чалого и пришедшей с ним команды.
В первую очередь, пароходство под управлением Чалого начало избавляться от социальных объектов. Также новая команда менеджеров УДП предусмотрела в финансовом плане пароходства на 2018 год значительное списание и реализацию неэксплуатируемого имущества. Одновременно, на Килийском судостроительно-судоремонтном заводе (КССРЗ), входящем в структуру УДП, были прекращены работы по строительству сухогрузных барж методом стыковки 3-х суден – ведь тогда ничего не останется на списание.
Но одними только активами новые менеджеры не обошлись – пароходство из прибыльного предприятия превратилось в убыточное: в 2018 году при рекордной перевозке грузов и удачной навигации пассажирских суден пароходство получило рекордные долги, в том числе по заработной плате. Для сравнения: навигация 2017 года, когда было задействовано 3 судна, дала 500 тысяч евро прибыли, в навигация 2018 года уже на 4-х суднах – 20 миллионов гривен убытка.
На этом «рекорды» Дунайского пароходства в 2018 году не закончились. В ноябре пароходство попадает в громкий «контрабандный» скандал, в котором фигурирует рекордная партия контрабандных сигарет. 19 ноября 2018 года в Черном море потерпел крушение караван с грузом контрабандных сигарет. В состав каравана входила баржа (лихтер) UDP-DM-2309-УДП, принадлежащая Украинскому Дунайскому пароходству. Во время шторма лихтер сел брюхом на песчаный пляж в районе Одессы. Пограничники нашли на его борту 10 тысяч коробов, в каждом из которых по 500 пачек сигарет. Всего, таким образом, в трюме судна находилось 5 миллионов пачек.
После этого, заместитель министр инфраструктуры Юрий Лавренюк поспешил оправдаться – мол, баржу еще 18.06.2018 передали фрахтовщику ООО «Нота Шиппинг» из Николаева. А государственное предприятие не несет никакой ответственности за груз, который перевозят фрахтовщики, главное – сохранение целостности государственного имущества, поддержание его в рабочем состоянии своевременная оплата.
Впрочем, поговаривают, что Юрий Лавренюк не просто так заступился за Дунайское пароходство. По слухам, в интересах структур, близких к замминистру, тут готовилась продажа 3-х буксиров – за 7,5 млн. грн., что значительно ниже рыночной цены.
Заступничество Лавренюка выглядело слишком показным и слишком поспешным. Одновременно с фотографиями контрабандных сигарет, замминистра обнародовал копию письма УДП к фрахтовщику от 23.10.2018, где госпредприятие пишет о расторжении договора фрахта, потому что наниматель судна не платил по договору и вообще с момента заключения договора не застраховал лихтер. Также Лавренюк пишет, что по
Получается, что судно почти месяц уже не законно использовалось, а УДП только начинало готовить иск. У государственного предприятия, по сути, угнали судно, а те даже в правоохранительные органы не обратились?! И даже не оповестили собственные порты, чтобы судно не выпускали, если зайдет? На данный момент УДП всячески скрывает информацию о ситуации с баржей, а также о нанесенном пароходству ущербе. Странная, однако, позиция по защите государственных интересов. Если, конечно, эти интересы кто-то в пароходстве и министерстве защищает…
Но продолжим о «рекордах».
7 декабря 2018 года при получении взятки в $100 тыс. были пойманы Марк Кривопальцев, «правая рука» и официальный советник председателя правления УДП Дмитрия Чалого по коммерческим и внешнеэкономическим вопросам, а также представитель 1-й Украинской межрегиональной биржи, пытавшиеся продать теплоход «Николай Савицкий» по заниженной стоимости. Рыночная стоимость судна достигает $700 тыс. (по другим оценкам – $382 тыс.), а за взятку теплоход должны были продать намного дешевле – за $122 тыс. и без аукциона. Таким образом, в результате преступной деятельности советника Кривопальцева государству был бы нанесен ущерб на несколько сотен тысяч долларов.
Однако, судя по обнародованным в Едином реестре судебным решениям, по данному уголовному производству №42018040000001410, Марк Кривопальцев – основной взяткодатель и куратор продажи теплохода со стороны государственного предприятия, даже не был задержан – в отличие от 2-го соучастника преступления.
Более того, по словам сотрудников УДП, коррупционер, несмотря на то, что был уволен, продолжает регулярно наведываться в пароходство. «Кривопальцев почти ежедневно приходит на территорию предприятия. Охрана его пропускает, потому что не получала от руководства указание не допускать его в УДП. Более того, он спокойно ходит по кабинетам и раздает указания, кому и что делать. Когда мы спросили, на каком основании мы должны выполнять его приказы, Кривопальцев сказал: «Чалый мне доверил управлять пароходством в его отсутствие. Какое вам дело до моей трудовой книжки?!», – поделились сотрудники пароходства.
Остается только догадывается, какие еще схемы в пароходстве проворачивает коррупционер при попустительстве председателя правления УДП Дмитрия Чалого. Впрочем, поговаривают, что Кривопальцев таки собирается продать теплоход «Николай Савицкий», который следствие не арестовало – правда, не за $122 тыс., а на 30% дороже (потому что следствие считает, что именно за 30% скидку и давали взятку). Но тогда уже никого не заинтересует, что и эта сумма будет далека от рыночной, и что пароходству все равно будет нанесен значительный ущерб.
Помимо флота, с не меньшим усердием команда менеджеров Дмитрия Чалого взялась за непрофильные активы – готовятся к отчуждению база отдыха Дунайского пароходства в поселке Приморский и профилакторий Килийского судостроительно-судоремонтного завода в Килии. При этом, в профилактории проводится ремонт и закупается мебель, что в 2018 году привело к убыткам завода на сумму $200 тыс.
Стоит упомянуть о еще некоторых коррупционных схемах, которые использовались либо для вывода из государственной собственности имущества пароходства, либо для вывода его валютных средств. Не исключено, что в их создании принимал участие лично Марк Кривопальцев как советник председателя правления УДП по коммерческим и внешнеэкономическим вопросам.
Как уже упоминалось, в 2018 году пароходство завершило с долгами, в том числе, с долгами по заработной плате. Долги внезапно появились потому, что пароходство обзавелось «прокладками», с которыми поназаключало договоров на предоставление разнообразных услуг – услуг, которые не всегда оказывались либо оказывались по явно завышенным ценам.
К примеру, в структуре пароходства есть Агентство по туризму и пассажирским перевозкам «Транскруиз», которое занимается организацией экскурсионного обслуживания иностранных туристов, заключает контракты с отелями и туроператорами. В 2017 году деятельность «Транскруиза» принесла прибыль более 500 тысяч евро. Но после официального назначения Дмитрия Чалого председателем правления УДП, появляется «прокладка» – австрийская компания ABVGD Travel GmbH. И сотни тысяч евро прибыли прошли мимо Дунайского пароходства.
В Австрии не скрывают данные об учредителях фирм, а в реестрах можно найти данные о контактах и о сайтах
Источник https://www.firmenabc.at/abvgd-travel-gmbh_JfeB
Источник https://www.firmeninfo.at/abvgd-travel-gmbh
Поэтому нетрудно было определить, что единственным руководителем и учредителем компании ABVGD Travel является Михаил Клищенко (Mikhail Klichtchenko), который кроме фирмы в Вене, имеет еще и представительство в Москве
Источник http://roseurope.polpred.com/?otr=16&cat=2
Да и в принципе, как свидетельствует сайт компании (что на адресе http://incentour.at/, что на адресе http://www.incentour.ru), ABVGD Travel GmbH – это всего лишь очередное, с 2013 года, юридическое лицо туристической компании Incentour VIP Travel Agency, работающей на туристическом рынке Австрии с 2004 года и специализирующейся по приёму туристов из России и стран СНГ.
Вот такая компания стала получать многотысячные прибыли вместо Дунайского пароходства, а нам остается надеяться, что эти деньги не были перечислены в Россию, а также задаваться вопросом – в чьих интересах работает команда менеджеров председателя правления УДП Дмитрия Чалого? Уж точно не в интересах Украины
А когда нам государственные чины будут говорить о необходимости поднять престиж морской отрасли – пусть сначала изведут коррупцию в своем ведомстве.