Україною прокотилася хвиля аграрного рейдерства
Украинское село разрывают на куски настоящие пираты. На Харьковщине фермеры едва отбили собственный элеватор. На Николаевщине хотели сжечь крестьянина с семьей. На Кировоградщине ловили бандитов, что грабили чужие поля, напоминается в сюжете ТСН.Тиждень. В этих регионах произошли нападения рейдеров.
Огромное поле в селе Масловка в ста километрах от столицы – поучительная картинка для тех, кто до сих пор чувствует себя в безопасности. Здесь, где в небо торчат засохшие стволы подсолнечника, урожай собирали рейдеры. “Выбегают вооруженные люди на поле. Блокируют наши комбайны. В балаклавах и с оружием. Угрожая нашим сотрудникам, комбайнерам, трактористам, блокируют нашу технику. Полиция подключается к блокированию. Эти мальчики в спортивных костюмах тихонько пропадают”, – рассказал юрист агрохолдинга Юрий Шпак.
Урожай собирают бывшие арендаторы, которые через ряд судов возобновили право аренды, но ни один суд не давал им разрешение на сбор и вывоз урожая.
Украина – это прежде всего огромные поля. С 603,5 тысяч квадратных километров нашей территории сельскохозяйственная земля – это 69%. На продажу этой земли до сих пор установлен мораторий, поэтому большинство крупных фермеров арендуют тысячи гектаров у крестьян, которые получили свой пай. Когда началась война, деньги, которые вывозились из разбитого индустриального востока, нужно было куда-то вкладывать. А здесь – два пути. Одни инвестировали в аренду земель, технику и растения. Другие – в профессиональных юристов, судебные решения и рейд-группы, которые на финальном этапе захватывали предприятие или урожай.
Деятельность харьковского хозяйства фермера Строгого очевидно детально изучали высококлассные юристы. По неофициальной информации, злоумышленники подделали нотариально удостоверенный договор дарения, которым фермер якобы передает 100% своего хозяйства жителю оккупированных территорий. Далее регистратор вносит изменения в государственный реестр имущественных прав. Потом хозяйство мгновенно перепродают, снова внося изменения в реестр. И только потом на элеватор заходят неизвестные в масках.
Во время этого разговора совсем рядом, на полях государственного предприятия, где работает этот человек, неизвестные продолжали незаконно собирать урожай подсолнечника – сценарий тот же, что на Киевщине. “Много пострадавших от рейдерства – это фермеры. К сожалению, мало из них обращается к профессиональным юристам. Человек себе знает, что должен посеять, удобрить, скосить вовремя, чтобы дождь не пошел. А он думает, что он защищен государством. А оказывается, ему надо мониторить законодательство, начинать день с двух сайтов, первое – это государственный реестр – тем кто не грабит, и сайт Министрества юстиции. Потому что возможно кто-то в него хочет забрать право аренды земельных участков. И уже подал на него жалобу”, – отметила руководитель ОО “Бизнес-Варта” Ольга Матвиива.
Матвиива и ее общественная организация заняты только тем, чтобы помочь владельцам земли и урожая в их попытках противостоять дерзким атакам хорошо подготовленных аграрных пиратов. Она разделяет рейдерские атаки на крестьян на интеллектуальные и силовые. Если первый вид атак, основанный на поиске пробелов в документах самих фермеров и их предыдущих долгов, то второй не требует даже этого. Все чаще рейдеры опираются на полностью поддельные документы и вооруженных титушек.
В Министерстве юстиции дважды в неделю заседает специальная антирейдерская комиссия. Заместитель министра Елена Сукманова рассказывает о 600 решенных в прошлом году жалоб и свыше 10 тысяч гектаров земли, которые удалось вернуть законным арендаторам. Но процесс рассмотрения жалобы длится 30 дней. За это время украденный урожай можно продать хоть в Южную Америку, а захваченное предприятие перепродать 5 раз.
В агрохолдинге из Павлограда еще не видели вооруженных людей в масках, но готовятся к этому. Сначала были требования следователя Генпрокуратуры в международных зернотрейдеров предоставить коммерческую документацию по сотрудничеству с этим предприятием за несколько лет. Когда контрагенты увидели ряд неточностей в решении суда, на которое ссылался следователь генпрокуратуры, они попросили разъяснений в Печерском суде. “Печерский суд написал им в ответ письмо, что судебное решение по данному номеру не выносилось. И решение такое не принималось. И копия решения имеет признаки подделки”, – сообщил Кирилл Бондаренко, заместитель директора ООО “Павлоградзернопродукт”.
В прокуратуре об этом деле тоже никто не слышал и запросов не присылали. Единственная правда – фамилия следователя. Дальше было еще три попытки навредить работе предприятия, которые также базировались на поддельных решениях различных судов.
Сотни атак происходит в год, о которых стало известно. Еще больше историй, которые остаются неизвестными, потому что законные арендаторы боятся говорить и пытаются договориться с рейдерами. Убытки только одного разграбленного хозяйства в Масловке – 18 миллионов гривен. Если эту цифру умножить на 400 – именно столько рейдерских нападений на селе Генпрокуратура насчитала – то примерно вырисовывается фантастическая сумма – 7 миллиардов гривен на год. Не удивительно, что фермеры начали организовываться в отряды самообороны. На Николаевщине в дом фермера бросили четыре коктейля Молотова. Фермеры с полицейскими сразу перекрыли все дороги в двух районах и поймали нападавших. Но назвать это выходом нельзя, ибо речь идет уже об общегосударственной беде и потери международных агротрейдеров, которые едва ли не ежедневно фиксируют невыполнение обязательств из-за безнаказанных бандитов на комбайнах, которых государство не может или не хочет остановить.
Украинское село разрывают на куски настоящие пираты. На Харьковщине фермеры едва отбили собственный элеватор. На Николаевщине хотели сжечь селянина с семьей. На Кировоградщине ловили бандитов, грабивших чужие поля. И таких историй – уже десятки. Старая пословица “что посеешь – то и пожнешь” перестала отвечать украинским реалиям.
Источник – ТСН